UA-133051060-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Страничка логопеда

ЧТО  НАДО  ЗНАТЬ  О РАЗВИТИИ  РЕЧИ  РЕБЁНКА

(Из книги Н.С.Жуковой «Учимся говорить правильно»)

 

 Новорожденный ребёнок криком выражает свои ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. Мать, ухаживая за ребёнком, разговаривает с ним. Нежный, протяжный тон материнской речи привлекает внимание малыша, успокаивает его. Общение с ребёнком обязательно и на следующих этапах жизни: мама должна разговаривать с ним, не смущаясь тем, что не получает ответа на своё обращение.

  Ребёнку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Ребёнок овладевает тем языком, на котором говорят с ним. Подражая речи окружающих, он учится говорить.

   К концу 2-го месяца у ребёнка в ответ на обращённые к нему слова появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, плач, иногда он даже издаёт неопределённые звуки («о», «а» … и т.п.). В это же время у него появляются звуковые сочетания – гуление: «агу», «агы», «бум», «бу-бу» и т.п.

   В 3-4 месяца ребёнок всё чаще повторяет одни и те же звуки. Он уже различает тон голоса: если с ним говорят ласково, ребёнок улыбается, если строго – плачет. Ребёнок слушает говорящего, видит движения его губ и сам шевелит губками, издаёт какие-то пока ещё нечленораздельные звуки и тем самым упражняет свой речевой аппарат. Этот период становления речи имеет огромное значение, так как произносимые малышом сочетания звуков являются прекрасными упражнениями для речевого аппарата ребёнка.

   С 4-6 месяцев мать должна знакомить ребёнка с окружающими его людьми, животными, предметами и игрушками, называя их. Произносимые слова малыш постепенно связывает с определёнными лицами и окружающими предметами. «Мяу» для него становится обозначением кошки, «му»- коровы и т.д. Причём матери в своём обращении следует употреблять как «полные» слова (кошка, корова, собака и. т. д.), так и «лепетные», например: «Это кошка. Она кричит: «Мяу-мяу».

   Речь взрослых должна быть несколько замедленной, чёткой, что является особенно ценным для усвоения её малышом.

   Очень полезно петь ребёнку несложные детские песенки, в которых имеются повторения одних и тех же слов, например:

                                    Бай, бай, бай,

                                   Ты, собачка, не лай!

                                    Ладушки, ладушки,

                                   Где были? У бабушки… и т.д.

 

 

 Взрослые должны приучать ребёнка и к пониманию названий действий, конечно же, сначала используя простые слова: Дай, на, упал(а), иди, открой, закрой, подай и т.д.

  На первых порах родителям, задавая вопрос ребёнку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришёл?» - «Папа пришёл». «Это кто? – «Киса».

  Если с ребёнком мало разговаривают и он растёт «один», его речевое развитие задерживается.

   Когда у ребёнка нет ещё слов (до года), хорошо учить его звукоподражанию: «Как коровка мычит?( Показать ему игрушку – корову.) – Му», «Как собака лает? – Ав, ав» и т.д.

  Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов, которые вызывают интерес у ребёнка. В этом случае у ребёнка значительно повышается восприятие. Следует учить ребёнка показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет: «Где мячик?» «Где зайчик?» «Покажи, где кошечка?» и т.п. Всё это воспитывает у ребёнка понимание речи, то есть понимание значения слов, и пусть вас не смущает, что малыш не может их произнести. Понимание речи является залогом будущего активного словаря ребёнка.

   К двум годам у ребёнка уже достаточный запас слов, и надо вызывать и поощрять его речевую активность. Надо чаще задавать ему вопросы  стремиться получать ответы. В этом возрасте не надо выполнять его молчаливые (без речевого оформления) требования.

   В процессе овладения речью у ребёнка возникает масса вопросов. Эти вопросы должны быть удовлетворены, так как через них малыш познаёт окружающий мир.

   С двух лет необходимо приучать ребёнка к рассматриванию картинок, но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию (достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек). При рассматривании картинки необходимо пояснять ребёнку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребёнка трудными непонятными словами. Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Всё, что взрослыми  преподносится ребёнку в речи, должно быть ему понятно и доступно.

  В три года у ребёнка часто остаётся неправильным произношение некоторых звуков (С, З, Щ, Ж, Ч, Ц, Ш, Л, Р ), которые могут самостоятельно исправиться   к

четырём – пяти годам.

  Трёхлетним детям свойственна смягчённость звуков  речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо «шапка», «колёва» - корова). В это время особенно важно говорить с ребёнком, чётко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.

       Какими должны быть условия для правильного развития речи ребёнка?

    Прежде всего он должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребёнка, задерживают нормальное развитие  речи.

 Исключительное значение в развитии речи имеет слух. (У глухого ребёнка речь без специального обучения не развивается.) Даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования  речи.

 Родителям не следует говорить слишком быстро – скороговоркой, так как  дети усваивают темп речи старших.

 Ребёнок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по русскому языку: пишет так же, как говорит.

 Если у ребёнка задерживается развитие речи или его речь неправильна ( с заиканием или с нарушением звукопроизношения) – необходима своевременная логопедическая помощь.