UA-133051060-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

 

Одной из важных задач, в работе с детьми, дошкольного возраста- является обучение и воспитание ребенка правильной и чистой речи. Ребенок с хорошо развитой речью лег­ко вступает в общение с окружающими; он может понятно выразить свои мысли, желания, догово­риться со сверстниками о совместной игре, и, на­оборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко наклады­вает тяжелый отпечаток на его характер. Свое­временное формирование правильного произно­шения имеет большое  значение не только для общей куль­туры речи, но и для успешного овладения грамо­той, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.

Работа по преодолению недостатков развития речевой системы строится с учетом как общеди­дактических, так и специфических принципов и требует специальной системы и особых методов и приемов.

Одним из важных направлений в работе по развитию речи и исправлению звукопроизношения была и остается работа по формированию у детей тонких движений пальцев рук, так как у детей с расстройствами речи наблюдается в раз­ной степени выраженная общая моторная недос­таточность, а также отклонения в развитии мел­кой моторики.

На основании исследований ученых Института физиоло­гии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина) была подтверждена связь речевой и пальчиковой мото­рики. Было установлено, что уровень развития речи детей может зависеть от степени сформиро­ванности тонких движений пальцев рук.

По данным эксперимента, свидетельствующим о тесной связи функции руки и речи, ученые пришли к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических им­пульсов от рук. Особо подчеркивается, что влия­ние афферентных (центростремительных) импульсации с мышц ру­ки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной об­ласти. Отсюда большое значение придается ис­пользованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, осо­бенно когда развитие речи нарушено. Рекоменду­ется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. По мнению М.М.Кольцовой  постоянная работа по тренировке движений пальцев вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [1].

Таким образом, формирование словесной речи начинается, когда движения пальцев рук дости­гают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики «подготавливает почву» для после­дующего формирования речи. Поскольку сущест­вует тесная взаимосвязь и взаимозависимость ре­чевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для кор­рекции нарушений другой, то при наличии рече­вого дефекта у ребенка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Работу на развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уде­ляя ей по 3- 5 минут ежедневно. С этой целью разнообразные игры и упражнения, входящие в занятия логопеда, воспитателя, могут проводить­ся в часы, отведенные для игр, во время прогулок, а также в качестве до­машнего задания для родителей.

  

                                     Список литературы

1.   Антакова-Фомина Л.B. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений паль­цев рук // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного англ. совещ. по проблемам высшей нервной деятельности. - М., 1977.

2.   Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 2000.


Развитие мелкой моторики рук через игры с бумагой и бумагопластику.

 Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи детей начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно  в тех случая, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом  других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Поэтому тренировку рук и пальцев детей следует начинать как можно раньше, обращать внимание на овладение ребёнком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Игры с бумагой и разные способы работы с ней, развивают зрительно- двигательную координацию, мелкую моторику, подготавливают пальчики для более сложных действий.

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой.

  • Рваная бумага – замечательный материал для творчества; ножницы здесь не нужны, работают только пальчики. Кроме того этот способ воспринимается как игра. В процессе этой игры развивается мелкая моторика пальцев рук. Рваный край делает простой контур особенно выразительным и кусочки с не ровными краями легко складываются в необыкновенные фигурки.
  • Сминание бумаги в комочки  - доступная для детей техника работы с бумагой. Она состоит из нескольких взаимосвязанных операций: обрывание от целого листа кусочка бумаги, сминание его при помощи пальцев рук, размещение и приклеивание к вырезанному силуэту. Такие картины, выполненные детьми, напоминают скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма.
  • Развитию тонких движений и памяти помогает складывание из бумаги корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребёнку последовательность действий. Освоив элементарные движения, ваш малыш начнёт сам мастерить игрушки.

 Игра «Превращение бумажного листа»

  • Сверните лист бумаги в цилиндр и он может превратиться в подзорную трубу, шляпу – цилиндр.
  • Бумажный конус легко превращается в нос…, рожки…, кулёк для сладкого подарка…
  • Скатайте лист в тонкую плотную трубочку. Если подклеить уголок, получится прочная палочка. К палочке можно приклеить разноцветные полоски бумаги и она превратится в султанчик для игры с ветром.
  • Сомните лист бумаги так, чтобы он спрятался в ладошках. Получится бумажный шарик, который можно бросать. Разверните шарик и посмотрите, на что стала похожа бумага. На кору дерева, на морщинистую шкуру слона, на горы?
  • Из бумаги можно сделать гармошки и превратить их в замечательный цветок, бабочку…

Упражнение «Сомни салфетку»

Возьмите бумажную салфетку за уголок и покажите ребёнку, как целиком вобрать её в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предложите то же самое сделать ребёнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и две салфетки руками. 

 

Игра «Бумажные бусы»

Вам потребуется цветная открытка, которую нужно разрезать на полоски, напоминающие вытянутый треугольник. Бусы надо скручивать с широкого основания. Другой конец приклейте. Получив несколько бусинок, пусть дети соберут их на нитку.

  

 

Упражнение «Разноцветный коврик»

Для этого упражнения потребуется основа квадратной или прямоугольной формы с прорезями, выполненными параллельно по отношению друг к другу через равное расстояние, а также одинаковые полоски, вырезанные из цветной бумаги, их ребёнок должен вплести в основу в определённом порядке.